Год войны в Украине: Хочешь мира - готовь мир

Мирные решения требуют больше мужества и воображения, чем воинственные. Но что было бы альтернативой? Вспомним: «Чем дольше длится война, тем труднее становится мир и тем настоятельнее он нужен». (Эдгар Морин)

Вернер Винтерштайнер

Умный пацифизм

Агрессивная война России против Украины возмутила нас и объединила в солидарности с отважными украинцами. Однако в то же время это создало абсурдную ситуацию, о которой, кажется, мало кто знает. Идет война, и сейчас не принято думать о мире — кто так делает, тот занимается путинскими делами, безнадежно наивен, говорит по незнанию ситуации и т. д. Но особенно ввиду войны это должно быть самой естественной вещью в мире, чтобы попытаться найти выход из этой катастрофы. Вместо этого допускается только один путь мысли — война за победу, которая должна принести мир.

Пацифизм был дискредитирован и, возможно, сам сыграл в этом свою роль. В безудержных манифестах прославляется моральная исповедь, солидарность с жертвами иногда отходит на второй план, а пути к вожделенному миру отсутствуют. Однако вместо морального или даже пораженческого пацифизма умный пацифизм здесь следует отстаивать. Философ Оливия Мичерлих-Шенхерр называет это «политически мудрым пацифизмом» в отличие от чисто этического пацифизма. «Он ориентирован не только на руководящую ценность прекращения убийств как можно быстрее. Он также предусмотрительно взвешивает различные пути к этой цели, остается самокритичным, формирует коалиции и действует в нужное время». [1] Ему не нравится быть зовущим в пустыне, но он хочет стать указателем из пустыни.

Когда, если не сейчас?

Призывать к переговорам не означает утверждать, что условия уже созданы. Поэтому контраргумент о том, что это просто заморозит статус-кво и вознаградит Россию за ее агрессивную войну, не выдерживает никакой критики. Скорее, когда все переговоры кажутся бесплодными, еще важнее об этом подумать. Сейчас этим занимаются и высокопоставленные военные, такие как американский генерал Марк Милли, бывший генерал и глава ЦРУ Дэвид Петреус или отставные немецкие генералы Эрих Вад и Харальд Куят.

Когда все переговоры кажутся тщетными, еще важнее подумать об этом.

Очевидно, что ни у одной из сторон нет особых шансов на победу в обозримом будущем; ожидается долгая война на истощение. Это означает дальнейшее массовое разрушение инфраструктуры, экономики и природы Украины, массовые человеческие жертвы с обеих сторон и дальнейшее ослабление уровня жизни в России. Но это также означает огромные затраты на содержание войны. Надежда на то, что это приведет к массовым протестам с российской стороны, которые могут заставить Путина прекратить военные действия, по мнению экспертов, весьма мала. С другой стороны, опасения, что поддержка постоянных военных издержек и постоянного увеличения поставок вооружений может со временем рухнуть в западной коалиции демократических государств, гораздо более реальны. Поэтому было бы разумно искать альтернативы военному решению прямо сейчас.

Три пути к переговорам

С Путиным нельзя вести переговоры, потому что он диктатор? С диктаторами всегда вели переговоры, и переговоры с Путиным после начала войны, видимо, вылились в проект соглашения в начале апреля 2022 года.[2] Но затем, по словам тогдашнего главы израильского правительства Нафтали Беннета, переговоры были сорваны Западом.[3]

Предпосылкой для переговоров является то, что стороны конфликта, особенно Россия, видят в них более перспективную перспективу, чем продолжение войны. Есть три способа оказать давление на Россию: нанести на поле боя такие потери, что война станет невыносимой; ослабить страну санкциями и тем самым затруднить ведение войны; и/или ослабление России через международную изоляцию. Первые два пути исчерпаны. Эффект они, несомненно, дают, но, по мнению подавляющего большинства экспертов, ни к решению, ни к миру не приведут. Третий путь, с другой стороны, используется очень нерешительно и пренебрегается.

Верно то, что США, в частности, приложили усилия для создания широкой коалиции в ООН для осуждения российской агрессии. Но даже если было завоёвано большинство штатов, это было меньшинство в пересчёте на численность населения земного шара. А в санкциях участвуют только прямые союзники Запада. Но то, что Россия чувствует себя очень зависимой от согласия или нейтралитета глобального Юга, показывает быстрое заключение зерновых соглашений. Здесь Запад не мог изолировать Россию хотя бы потому, что инициатива исходила не от нее, а от Африканского союза. Игнорирование Западом интересов стран Юга до недавнего времени (ср. также кризис Covid-19) теперь возвращается к нему.

Надежда на глобальный Юг

Тем временем, однако, нейтральные государства неоднократно выходили на сцену и предлагали себя в качестве посредников: Турция, Израиль, Бразилия с тех пор, как Лула вступил в должность, и совсем недавно Китай. Это могло создать новую ситуацию, которая затруднила бы России продолжение войны. Запад должен разумно поддерживать, а не сопротивляться этому, а также сбалансировать неизбежные корыстные интересы посредников.

Другой силой, спящим гигантом, является международное гражданское общество. Пока не развилось широкое глобальное движение за мир. Чего можно было бы достичь, показывает его роль в прекращении войны во Вьетнаме. В то время так называемый Трибунал Рассела много сделал для дискредитации США как поджигателя войны. Сегодня такой трибунал должен был бы не только дискредитировать Россию во всем мире, но и функционировать как утопическое пространство гражданского общества, где генерируются новые идеи мира.

Другой силой, спящим гигантом, является международное гражданское общество. Пока не развилось широкое глобальное движение за мир.

Быть за переговоры не означает навязывать решения Украине. Ему нужны конкретные гарантии того, что его территориальная целостность будет сохранена, что российское вторжение не будет вознаграждено и что его безопасность сохранится и в будущем. Но интересы безопасности России, не путать с ее имперскими амбициями, также необходимо уважать. Нейтралитет Украины, демилитаризованная зона, размещение миротворцев и временное управление территориями ООН уже обсуждались.

Мирные решения требуют больше мужества и воображения, чем воинственные. Но что было бы альтернативой? Вспомним: «Чем дольше длится война, тем труднее становится мир и тем настоятельнее он нужен». (Эдгар Морин)

* Вернер Винтерштайнер. Профессор на пенсии, Университет Альпен-Адрия, Клагенфурт, Австрия. 

Скоро будет опубликовано: Эдгар Морин. От войны к войне. С 1940 года до вторжения в Украину. Под редакцией Вернера Винтерштайнера и Вильфрида Графа в Turia + Kant. [на немецком языке, перевод с французского оригинала]

Примечания / ссылки

[1] https://www.fr.de/kultur/gesellschaft/philosophin-fordert-einen-politisch-klugen-pazifismus-92087549.html

[2] https://www.foreignaffairs.com/russian-federation/world-putin-wants-fiona-hill-angela-stent и https://www.infosperber.ch/politik/welt/ukraine-die-kampfpanzer-reichen-fuer-eine-kriegswende-nicht/

[3] https://www.berliner-zeitung.de/open-source/naftali-bennett-wollte-den-frieden-zwischen-ukraine-und-russland-wer-hat-blockiert-li.314871

Присоединяйтесь к кампании и помогите нам #SpreadPeaceEd!
Пожалуйста, пришлите мне электронные письма:

Оставьте комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены * *

Наверх

One year of war in Ukraine: If you want peace, prepare peace

Peaceful solutions require more courage and imagination than belligerent ones. But what would be the alternative? Let us remember: “The longer war lasts, the more difficult peace becomes and the more urgently it is needed.” (Edgar Morin)

By Werner Wintersteiner

Smart pacifism

The Russian war of aggression against Ukraine has outraged us and united us in solidarity with the brave Ukrainians. At the same time, however, it has created an absurd situation of which hardly anyone seems to be aware. There is a war going on and right now it is frowned upon to think about peace – anyone who does so is doing Putin’s business, is hopelessly naïve and is speaking in ignorance of the situation, etc. But especially in view of the war, it should be the most natural thing in the world to try to find a way out of this catastrophe. Instead, only one path of thought is allowed – war for victory, which is supposed to bring peace.

Pacifism has been discredited, and it may itself have played a part in this. In the rampant manifestos, moral confession is celebrated, solidarity with the victims sometimes takes a back seat, and paths to the longed-for peace are missing. Instead of a moral or even defeatist pacifism, however, a smart pacifism is to be advocated here. The philosopher Olivia Mitscherlich-Schönherr calls this a “politically wise pacifism” as opposed to purely ethical pacifism. “It is not only oriented towards the guiding value of ending killing as quickly as possible. It also prudently weighs different paths to that goal, remains self-critical, forges coalitions and acts at the right time.” [1] It does not enjoy being a caller in the desert, but wants to become a signpost out of the desert.

When, if not now?

To plead for negotiations is not to claim that the conditions are already in place. Therefore, the counter-argument that this would merely freeze the status quo and reward Russia for its war of aggression does not hold water. Rather, when all negotiations seem futile, it is even more important to think about it. This is now also being done by high-ranking military officers, such as the US General Mark Milley, the former General and CIA chief David Petraeus or the retired German Generals Erich Vad and Harald Kujat.

When all negotiations seem futile, it is even more important to think about it.

For obviously neither side has much prospect of victory in the foreseeable future; a long war of attrition is to be expected. This means further massive destruction of Ukraine’s infrastructure, economy and nature, mass casualties of human life on both sides and a further weakening of the standard of living in Russia. But it also means tremendous costs for maintaining the warfare. The hope that this will lead to massive protests on the Russian side that could force Putin to stop the war effort is quite low, according to the experts. The fear, on the other hand, that support for permanent war costs and permanent increases in arms deliveries could collapse over time in the Western coalition of democratic states is much more real. So it would be wise to look for alternatives to the military solution right now.

Three paths to negotiations

Is it impossible to negotiate with Putin because he is a dictator? One has always negotiated with dictators, and the negotiations with Putin after the start of the war apparently resulted in a draft agreement at the beginning of April 2022.[2] But then, according to the Israeli head of government at the time, Naftali Bennett, the negotiations were broken off by the West.[3]

The prerequisite for negotiations is that the parties to the conflict, especially Russia, see them as more promising than continuing the war. There are three ways of exerting pressure on Russia: inflicting such losses on the battlefield that the war becomes unbearable; weakening the country through sanctions and thus making it more difficult to wage war; and/or weakening Russia through international isolation. The first two paths are being exhausted. They are undoubtedly having an effect, but according to the vast majority of experts, they will not lead to a decision or peace. The third way, on the other hand, is being pursued very half-heartedly and neglected.

It is true that the USA in particular has made efforts to bring about a broad coalition in the UN to condemn Russian aggression. But even if a majority of states was won, this was a minority measured in terms of the number of the world’s population. And only direct allies of the West participate in sanctions. But the fact that Russia feels very dependent on the consent or neutrality of the global South is shown by the quick conclusion of the grain agreements. Here, the West could not isolate Russia, if only because the initiative did not come from it, but from the African Union. The West’s disregard for the interests of the countries of the South until recently (cf. also the Covid-19 crisis) is now falling back on it.

Hope for the Global South

In the meantime, however, neutral states have repeatedly stepped onto the scene and offered themselves as mediators: Turkey, Israel, Brazil since Lula took office and, more recently, China. This could create a new situation that would make it difficult for Russia to continue the war. The West should wisely support rather than resist this, also to balance the inevitable self-interests of the mediators.

Another force, a sleeping giant, is international civil society. So far, no broad global peace movement has developed. What this would be able to achieve is shown by its role in ending the Vietnam War. At that time, the so-called Russell Tribunal did much to discredit the USA as a warmonger. Today, such a tribunal would not only have to discredit Russia worldwide, it would rather have to function as a civil society utopian space where new ideas of peace are generated.

Another force, a sleeping giant, is international civil society. So far, no broad global peace movement has developed.

Being in favour of negotiations does not mean imposing solutions on Ukraine. It needs concrete guarantees that its territorial integrity will be preserved, that the Russian invasion will not be rewarded and that its security will continue in the future. But Russia’s security interests, not to be confused with its imperial ambitions, must also be respected. Ukraine’s neutrality, a demilitarised zone, the deployment of peacekeepers and a temporary administration of territories by the United Nations have already been mooted.

Peaceful solutions require more courage and imagination than belligerent ones. But what would be the alternative? Let us remember: “The longer war lasts, the more difficult peace becomes and the more urgently it is needed.” (Edgar Morin)

*Werner Wintersteiner. Retired professor, Alpen-Adria University Klagenfurt, Austria. 

To be published shortly: Edgar Morin. From War to War. From 1940 to the Invasion of Ukraine. Edited by Werner Wintersteiner and Wilfried Graf at Turia + Kant. [in German, translation from the French original]

Notes / References

[1] https://www.fr.de/kultur/gesellschaft/philosophin-fordert-einen-politisch-klugen-pazifismus-92087549.html

[2] https://www.foreignaffairs.com/russian-federation/world-putin-wants-fiona-hill-angela-stent und https://www.infosperber.ch/politik/welt/ukraine-die-kampfpanzer-reichen-fuer-eine-kriegswende-nicht/

[3] https://www.berliner-zeitung.de/open-source/naftali-bennett-wollte-den-frieden-zwischen-ukraine-und-russland-wer-hat-blockiert-li.314871

Join the Campaign & help us #SpreadPeaceEd!
Please send me emails:

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Scroll to Top